Лабораторные работы по информатике

Гуманитарные науки

У нас студенты зарабатывают деньги

 Дипломы, работы на заказ, недорого

 Контрольные работы

Контрольные работы

 Репетиторы онлайн по английскому

Репетиторы онлайн по английскому

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Приглашаем к сотрудничеству преподователей

Готовые шпаргалки, шпоры

Готовые шпаргалки, шпоры

Отчет по практике

Отчет по практике

Приглашаем авторов для работы

Авторам заработок

Решение задач по математике

Закажите реферат

Закажите реферат

Практикум по физике Лабораторные работы по информатике Microsoft Visio Алгоритмические основы машинной графики AutoCAD
Практикум по механике и молекулярной физике
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАЯТНИК
Физический маятник
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ЮНГА
ПОПЕРЕЧНЫЕ КОЛЕБАНИЯ СТРУНЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АДИАБАТИЧЕСКОЙ ПОСТОЯННОЙ ВОЗДУХА
Вынужденные колебания линейного осциллятора
Лабораторные работы по информатике
Определение параметров n-мерных коммутационных структур
Преобразование последовательного алгоритма в параллельный
Представление алгоритмов в виде граф–схем.

Построение матрицы логической несовместимости операторов

Построение множеств взаимно независимых операторов
Определение ранних и поздних сроков окончания выполнения операторов
Запуск параллельных программ на кластере
Microsoft Visio
Спецификация требований к информационной системе
Основы работы в редакторе деловой графики Microsoft Visio 2010.
Лабораторная работа №3
Лабораторная работа №4
Функциональное моделирование
Диаграмма классов
Алгоритмические основы машинной графики

Анимация и морфинг

Отсечение прямоугольным окном
Построение проекции трехмерного объекта
Создание простых объектов
Основные навыки работы с объектами
Привязка объектов
Редактирование формы произвольных кривых
Приемы работы с контурами объектов
Создание цветных изображений
Обмен изображениями с другими программами
Ввод и редактирование текста
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ AutoCAD
Основы работы с использованием системы AutoCAD
Команды рисования
Нанесение надписей
Команды редактирования
Проставление размеров на чертеже
Работа с блоками чертежа
 

Диаграмма классов

Цель работы: изучение основных возможностей создания и редактирования диаграмм классов в MS Visio

Задачи исследований

Изучить возможности описания статической структуры информационной системы.

Научиться выделять в системе основные классы и описывать их свойства и поведение.

Задавать параметры отображения классов и их характеристик.

Соотносить классы с соответствующими стереотипами.

Научиться настраивать внешний вид элементов в соответствии со стандартом UML и сохранять изменённые элементы в собственном шаблоне.

Методика выполнения работы

Открыть файл UML, созданный в работе Лабораторная работа №9

В проводнике по модели UML щелкнуть правой кнопкой мыши по папке «Основной пакет», выбрать команду меню «Создать» и далее «Структурная схема».

У рабочего листа MS Visio появится название «Структурная схема-1». Как говорилось ранее, вся модель UML с множеством схем будет сохранена в одном файле, поэтому необходимо давать соответствующим листам более короткие названия. Для переименования созданного листа щелкнуть правой кнопкой мыши по его ярлычку, выбрать команду «Переименовать» и задать имя, например, ДКл (сокращенно от диаграмма классов).

В результате создания новой диаграммы классов, автоматически откроется соответствующий шаблон графических элементов для данной диаграммы.

Открыть команду меню UML и нажать на кнопку «Стереотипы». В появившемся окне создать три новых стереотипа «Сущность», «Граница» и «Управление». Для всех трех вновь созданных стереотипов задать в качестве базового класса «Класс».

Разместить на рабочем листе в необходимом количестве элементы «Класс» и дать им соответствующие названия. Для этого нужно дважды щелкнуть по классу и в появившемся окне свойств в категории «Класс» в поле «Имя» ввести название класса.

Задать для классов атрибуты и операции. Для этого также нужно вызвать окно свойств класса и выбрать в нем справа соответствующие категории «Атрибуты» и «Операции». Для атрибутов желательно задать типы данных. Параметры «Видимость», «Кратность» и «Начальное значение» можно не задавать. Для операций также можно не задавать параметры. Для отключения отображения необязательных параметров класса, нужно щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и выбрать команду меню «Параметры отображения фигуры …». В появившемся окне установить нужные параметры, об этом подробно говорилось в п. 10 лабораторной работы Лабораторная работа №9.

Разместить на рабочем листе необходимое количество элементов «Сценарий выполнения», соответствующих различным вариантам использования ИС. Каждому сценарию дать соответствующее название. Для этого нужно щелкнуть дважды по элементу, и ввести в поле «Имя» требуемое название. При этом размер эллипса, соответствующего сценарию выполнения будет увеличиваться в размерах пропорционально длине его названия.

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Для чего используется диаграмма классов (ДКл)?

Какие элементы представляются на ДКл?

Какова роль понятия «класс» в объектно-ориентированном проектировании?

Что такое стереотип класса?

Какие базовые стереотипы классов используются в UML? Каково их назначение?

Может ли проектировщик информационной системы создавать свои стереотипы?

Какие виды отношений используются на ДКл? Что они показывают?

Какими свойствами обладают отношения на ДКл?

Для чего задаются атрибуты класса?

Что определяют операции класса?

Диаграмма коопераций

Цель работы: изучение основных возможностей создания и редактирования диаграмм коопераций в MS Visio

Задачи исследований

1. Изучить возможности описания реализации вариантов использования ИС с помощью диаграмм коопераций

2. Познакомиться с элементами диаграмм коопераций и способами их размещения на диаграмме.

3. Изучить возможности совместного использования различных диаграмм UML между собой.

Методика выполнения работы

Открыть файл UML, созданный в работе Лабораторная работа №9.

В проводнике по модели UML щелкнуть правой кнопкой мыши по папке «Основной пакет», выбрать команду меню «Создать» и далее «Схема взаимодействий».

У рабочего листа MS Visio появится название «Совместная работа-1». Переименовать созданный лист, дав ему имя ДКп (сокращенно от «Диаграмма кооперации» – классическое название данной диаграммы в UML).

Разместить на рабочем листа элемент «Роль классификатора». Далее щелкнуть по нему дважды, вызвав окно свойств и в поле «Классификатор» выбрать соответствующий класс из ранее созданных.

Поскольку диаграммы кооперации чаще всего создаются для описания реализации некоторого варианта использования, то в качестве первого классификатора на диаграмме должен быть представлен Актер, который на диаграмме вариантов использования инициирует данный класс.

Если к одному варианту использования направлены отношения ассоциации от нескольких актеров, то можно выбрать любого. Это обусловлено тем, что если два актера связаны с одним вариантом использования, то предполагается, что независимо от типа актера возможности реализации ВИ у них абсолютно одинаковые. В противном случае, если предполагается, что разным актерам предоставляются разные возможности при вызове одного ВИ, значит на схеме необходимо представить два отдельных ВИ. При этом если эти ВИ имеет совпадающие функции, то их можно связать отношением расширения или включения.

После выбора в качестве классификатора одного из актеров, внешний вид данного элемента изменится соответствующим образом.

Разместить в необходимом количестве остальные классы, участвующие в реализации данного ВИ и соотнести их с соответствующими классами.

Соединить классы между собой с помощью элемента «Роль ассоциации». Направление стрелки указывать не обязательно.

Сопоставить сообщение, которое получает объект для исполнения с одной из его операций, заданной в предыдущей лабораторной работе. Для этого нужно вызвать окно свойств для ассоциации (дважды щелкнув по нему). В появившемся окне справа в разделе «Категории» выбрать «Сообщение». Далее нажать на кнопку «Свойства», и в появившемся окне в категории «Операция» выбрать из списка соответствующую операцию. Для того, чтобы операция присутствовала в списке, она должна была быть задана для данного класса в предыдущей лабораторной работе. Можно добавить для класса необходимую операцию прямо из этого окна, если нажать на кнопку «Создать». Далее появится окно, уже описанное в пункте 7 лабораторной работы Лабораторная работа №10.

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Каково назначение диаграмм кооперации? Почему они так называются?

Какие элементы располагаются на ДКп?

С какими другими диаграммами в UML-модели связана ДКп? Какие элементы из этих диаграмм также представлены на ДКп?

Каким образом связываются между собой элементы на ДКп?

Какую роль на диаграммах кооперации играют отношения между объектами?

Диаграмма последовательностей

Цель работы: изучение основных возможностей создания и редактирования диаграмм последовательности в MS Visio

Задачи исследований

1. Изучить возможности описания реализации вариантов использования ИС с помощью диаграмм последовательности.

2. Познакомиться с элементами диаграмм последовательности и способами их размещения на диаграмме.

3. Изучить возможности совместного использования различных диаграмм UML между собой.

Методика выполнения работы

Открыть файл UML, созданный в работе Лабораторная работа №9

В проводнике по модели UML щелкнуть правой кнопкой мыши по папке «Основной пакет», выбрать команду меню «Создать» и далее «Схема последовательностей».

У рабочего листа MS Visio появится название «Последовательность-1». Переименовать созданный лист, дав ему имя ДП (сокращенно от «Диаграмма последовательности»).

Разместить в правом верхнем углу рабочего листа элемент «Линия жизни». Далее щелкнуть по нему дважды, вызвав окно свойств и в поле «Классификатор» выбрать соответствующего актера, инициирующего рассматриваемый ВИ. Более подробно об этом говорилось в пункте 5 лабораторной работы Лабораторная работа №11.

Разместить в верхней части рабочего листа в необходимом количестве остальные классы, участвующие в реализации данного ВИ и соотнести их с соответствующими классами. Если на диаграмме размещено много объектов и они не умещаются по ширине можно использовать многоуровневое расположение объектов как показано на рис. Рис. 12.1.

Рис. 12.1. Многоуровневое расположение объектов на диаграмме последовательности

Растянуть вниз пунктир линии жизни. Соединить классы между собой с помощью элемента «Сообщение». При этом линия не всегда будет параллельна горизонтальной оси, так как соединяются фигуры через точки соединения, а они не всегда расположены симметрично по отношению друг к другу. В этом нет ничего страшного, главное чтобы окончание линии находилось по уровню не выше ее начала..

Сопоставить сообщение, которое получает объект для исполнения с одной из его операций, заданной в предыдущей лабораторной работе.

Для этого нужно вызвать окно свойств для ассоциации (дважды щелкнув по нему). В появившемся окне в поле «Операция» выбрать из списка соответствующую операцию. Для того, чтобы операция присутствовала в списке, она должна была быть задана для данного класса в лабораторной работе Лабораторная работа №10. Можно добавить для класса необходимую операцию прямо из этого окна, если нажать на кнопку «Создать», об этом более подробно говорилось в пункте 9 лабораторной работы Лабораторная работа №11.

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Каково назначение диаграмм последовательности? Почему они так называются?

В чем сходство и в чем отличия диаграмм кооперации и последовательности?

Какие элементы располагаются на ДП?

С какими другими диаграммами в UML-модели связана ДП? Какие элементы из этих диаграмм также представлены на ДКп?

Каким образом связываются между собой элементы на ДП?

Какую роль играют на диаграммах последовательности играют отношения между объектами?

Диаграмма состояний

Цель работы: изучение основных возможностей создания и редактирования диаграмм состояний в MS Visio

Задачи исследований

1. Изучить возможности описания состояний классов с помощью диаграмм состояний.

2. Познакомиться с элементами диаграмм состояний и способами их размещения на диаграмме.

Методика выполнения работы

Открыть файл UML, созданный в работе Лабораторная работа №9.

В Microsoft Visio 2010 диаграмма состояний единственная, которая создается иначе, чем все остальные диаграммы. Для этого в проводнике по модели UML нужно выбрать созданную ранее в работе Лабораторная работа №10 диаграмму классов и на ней выбрать класс, для которого необходимо создать Диаграмму состояний. Щелкнуть правой кнопкой мыши по значку данного класса, выбрать команду меню «Создать» и далее «Схема состояний».

У рабочего листа MS Visio появится название «Схема состояний -1». Переименовать созданный лист, дав ему имя ДС (сокращенно от «Диаграмма состояний»).

Разместить на схеме элементы «Начальное состояние» и «Конечное состояние», а также элементы «Состояние» в необходимом количестве. Если для некоторых состояний необходимо показать внутренние подсостояния, то в этом случае нужно размещать элемент «Составное состояние». При этом каждый раз при добавлении на схему данного элемента будет добавляться новый лист с именем «Схема состояний-N» (номер может отличаться). Эти листы также желательно переименовать, дав им названия ДС1, ДС2 и т.д. Дать всем состояниям (за исключением начального и конечного) соответствующие имена.

Соединить между собой состояния с помощью элементов переход (прямой и рефлексивный) там, где это необходимо.

Задать для состояний внутренние действия – дважды щелкнуть правой кнопкой мыши по состоянию и в окне свойств в разделе «Категории» установить действия в соответствующем разделе: для входных действий – раздел «Вход»; для выходных действий – раздел «Выход»; для DO-действий – раздел «Внутренние переходы».

В случае необходимости построить диаграмму состояний для подсостояний.

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Какова роль диаграмм состояния в проектировании информационных систем?

Для каких элементов системы создаются диаграммы состояний в UML?

Что описывает состояние класса на ДС?

Может ли объект одновременно находиться в двух или более состояний или не находиться ни в одном состоянии?

Что такое псевдосостояния на ДС?

Как описывается поведение класса, находящегося в определенном состоянии?

Что такое переход на ДС? Какие виды переходов на ДС используются? В чем их отличие?

Каковы правила перехода класса из одного состояния в другое?

Каким образом задается условие перехода класса из одного состояния в другое?

Что такое рефлексивный переход? Когда он используется?

Диаграмма деятельности

Цель работы: изучение основных возможностей создания и редактирования диаграмм деятельности в MS Visio

Задачи исследований

1. Изучить возможности описания бизнес процесса с использованием ИС с помощью диаграмм деятельности.

2. Познакомиться с элементами диаграмм деятельности и способами их размещения на диаграмме.

Методика выполнения работы

Открыть файл UML, созданный в работе Лабораторная работа №9.

В проводнике по модели UML щелкнуть правой кнопкой мыши по папке «Основной пакет», выбрать команду меню «Создать» и далее «Схема деятельности».

У рабочего листа MS Visio появится название «Деятельность-1». Переименовать созданный лист, дав ему имя ДД (сокращенно от «Диаграмма деятельности»).

Разместить на рабочем листе элементы «Дорожка» в необходимом количестве. Дать дорожкам названия в соответствии с распределением ответственности.

Разместить на схеме элементы «Начальное состояние» и «Конечное состояние», а также элементы «Состояние» в необходимом количестве. Дать всем состояниям (за исключением начального и конечного) соответствующие имена.

Для соединения состояний между собой следует использовать элемент «Поток управления».

В случае необходимости представления разветвляющихся и сливающихся потоков разместить в необходимом количестве элементы «Переход (разветвление)» и «Переход (объединение)».

При отображении альтернативных действий необходимо использовать элемент «Решение». Причем для каждой альтернативной ветви нужно дать осмысленное название. При слиянии потоков нужно использовать этот же элемент, только подписывать потоки уже не нужно.

Для отображения на ДД изменения состояния объектов необходимо использовать элемент «Состояние объекта». Для сопоставления этого элемента с конкретным классом и его состоянием необходимо дважды щелкнуть по нему левой кнопкой мыши. В появившемся окне свойств выбрать соответствующий класс, после чего для этого класса можно выбрать из списка нужное состояние. Для соединения состояний с состояниями объектов необходимо использовать элемент «Состояние объектов».

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Какова роль диаграмм деятельности в проектировании информационных систем?

Что описывает состояние деятельности на ДД?

В чем сходство и в чем отличия диаграмм состояний и деятельности?

С какими схемами, используемыми в структурном программировании можно сравнить ДД? Что у них общего и в чем отличия?

Каким образом на ДД отображается разветвление процесса?

Для чего на ДД используется элемент «Дорожка»?

Диаграмма компонентов

Цель работы: изучение основных возможностей создания и редактирования диаграмм компонентов в MS Visio

Задачи исследований

Изучить возможности описания файловой структуры проектируемой ИС.

Определить архитектуру разрабатываемой системы.

Научиться устанавливать зависимости между программными компонентами, в роли которых может выступать исходный и исполняемый код.

Методика выполнения работы

Открыть файл UML, созданный в работе Лабораторная работа №9.

В проводнике по модели UML щелкнуть правой кнопкой мыши по папке «Основной пакет», выбрать команду меню «Создать» и далее «Схема компонентов».

У рабочего листа MS Visio появится название «Компонент-1». Переименовать созданный лист, дав ему имя ДКм (сокращенно от «Диаграмма компонентов»).

 Разместить в необходимом количестве элемент «Компонент» и задать для них необходимые параметры.

Для соединения компонентов между собой использовать элементы «Зависимость».

Для более наглядного представления программных компонентов можно использовать соответствующий шаблон графических элементов. Для этого нужно выбрать «Открыть группу элементов» - «Программы и базы данных» - «Сеть» …

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Какова роль диаграмм компонентов в проектировании информационных систем?

Что такое диаграммы реализации, и какие виды диаграмм UML относятся к этой категории.

Что собой в языке UML представляет компонент?

Какие виды компонентов используются в UML?

Какие стереотипы определены в языке UML для компонентов?

Какую роль на ДКм играют интерфейсы?

Для чего на ДКм используются зависимости?

Диаграмма развертывания

Цель работы: изучение основных возможностей создания и редактирования диаграмм развертывания в MS Visio.

Задачи исследований

Изучить возможности описания на какой платформе и на каких вычислительных средствах реализована ИС.

Рассмотреть возможность отображения физических устройств, которые будут участвовать в работе проектируемой ИС.

Научиться выявлять узкие места системы и реконфигурировать ее топологию для достижения требуемой производительности.

Методика выполнения работы

Открыть файл UML, созданный в работе Лабораторная работа №9.

В проводнике по модели UML щелкнуть правой кнопкой мыши по папке «Основной пакет», выбрать команду меню «Создать» и далее «Топологическая схема».

У рабочего листа MS Visio появится название «Развертывание-1». Переименовать созданный лист, дав ему имя ДР (сокращенно от «Диаграмма развертывания»).

Разместить в необходимом количестве элемент «Узел» и задать для них необходимые параметры.

Разместить в необходимом количестве элемент «Компонент» и соотнести их с соответствующими узлами.

Для соединения узлов между собой использовать элементы «Сообщение», а для соединения узлов и компонентов использовать элемент «Зависимость».

Для более наглядного представления программных компонентов можно использовать соответствующий шаблон графических элементов. Для этого нужно выбрать «Открыть группу элементов» - «Программы и базы данных» - «Сеть» …

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Какова роль диаграмм развертывания в проектировании информационных систем?

Какие группы специалистов участвуют в разработке ДР?

Диаграмма развертывания является единой для системы в целом или может описывать какую-то ее часть?

В каких случаях использование диаграммы развертывания нецелесообразно?

Что собой в языке UML представляет узел?

Какие виды узлов используются в UML?

В чем разница между элементами «Узел» и «Экземпляр узла»?

Для чего на ДР могут быть представлены компоненты? Какие виды компонентов для этого используются?

Какую роль на ДР играют интерфейсы?

Для чего на ДР используются сообщения и зависимости?

Лабораторные работы