Лабораторные работы по информатике

Практикум по физике Лабораторные работы по информатике Microsoft Visio Алгоритмические основы машинной графики AutoCAD
Практикум по механике и молекулярной физике
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОМЕНТА ИНЕРЦИИ
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ МАЯТНИК
Физический маятник
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДУЛЯ ЮНГА
ПОПЕРЕЧНЫЕ КОЛЕБАНИЯ СТРУНЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ ВОЗДУХА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АДИАБАТИЧЕСКОЙ ПОСТОЯННОЙ ВОЗДУХА
Вынужденные колебания линейного осциллятора
Лабораторные работы по информатике
Определение параметров n-мерных коммутационных структур
Преобразование последовательного алгоритма в параллельный
Представление алгоритмов в виде граф–схем.

Построение матрицы логической несовместимости операторов

Построение множеств взаимно независимых операторов
Определение ранних и поздних сроков окончания выполнения операторов
Запуск параллельных программ на кластере
Microsoft Visio
Спецификация требований к информационной системе
Основы работы в редакторе деловой графики Microsoft Visio 2010.
Лабораторная работа №3
Лабораторная работа №4
Функциональное моделирование
Диаграмма классов
Алгоритмические основы машинной графики

Анимация и морфинг

Отсечение прямоугольным окном
Построение проекции трехмерного объекта
Создание простых объектов
Основные навыки работы с объектами
Привязка объектов
Редактирование формы произвольных кривых
Приемы работы с контурами объектов
Создание цветных изображений
Обмен изображениями с другими программами
Ввод и редактирование текста
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ AutoCAD
Основы работы с использованием системы AutoCAD
Команды рисования
Нанесение надписей
Команды редактирования
Проставление размеров на чертеже
Работа с блоками чертежа
 

«Функциональное моделирование (название экономической задачи) на (название предприятия) в стандарте IDEF0. Модель TO-BE»

Цель работы: Исследование возможностей редактирования IDEF0-моделей в графическом редакторе Microsoft Visio 2007 (2010)

Задачи исследований

1. Изучить возможности создания в редакторе MS Visio модели IDEF0 TO-BE на основе анализа недостатков модели AS-IS.

2. Изучить операции по копированию и редактированию IDEF0-диаграмм в программе MS Visio

Методика выполнения работы

1. В файле, созданном в лабораторной работе Лабораторная работа №7 добавить новые страницы. В дальнейшем присвоить новым страницам соответствующие названия с добавлением подписи TO-BE.

2. Если на уровне A0 модели TO-BE существующая организация бизнес-процессов остается без изменений, редактировать соответствующие диаграммы (нулевого и первого уровней) и приводить их в отчете по лабораторной работе №3 не нужно. В противном случае необходимо со страниц «А0 контекст» и «А0 декомпозиция» скопировать на новые страницы соответствующие диаграммы модели AS-IS, созданные в предыдущей работе, и добавить к названиям страниц подпись «TO-BE». После этого произвести на скопированных диаграммах требуемые изменения. Чаще всего на IDEF0-диаграммах 0-го и 1-го уровней эти изменения выражаются в добавлении дополнительного механизма «Информационная система» или похожего названия. На основе анализа модели AS-IS, проведенного в предыдущей работе, необходимо предложить меры по повышению эффективности рассматриваемого процесса. Эти меры должны быть отражены в модели TO-BE. Повышение эффективности некоторого бизнес-процесса должно быть достигнуто за счет внедрения (или более эффективного) использования информационных технологий.

3. Отредактировать скопированную диаграмму второго уровня (рис. Рис. 7.3), отобразив на ней вместо модели AS-IS, модель TO-BE, как это показано на рис. Рис. 8.1. На рисунке Рис. 8.1 названия функций даны в общем виде, при построении диаграмм добавлять к названиям функций подписи «TO-BE» не нужно, должны быть лишь конкретные названия.

Рис. 8.1. Схематичное отображение диаграммы второго уровня. Модель TO-BE

Таким образом, для одной предметной области должно быть приведено описание определенной экономической задачи с позиций «Как есть» и «Как будет». Схематично это показано на рис. Рис. 8.2. В отчетах подобную схему приводить не нужно, требуются только конкретные диаграммы.

Рис. 8.2. Схематичное представление AS-IS и TO-BE моделирования 

Модель «AS-IS»

 
4. В случае необходимости провести декомпозицию до третьего уровня.

Модель «TO-BE»

 
5. После построения модели TO-BE привести ее текстовое описание. Произвести сравнительный анализ моделей AS-IS и TO-BE и показать планируемые улучшения, достигаемые путем реорганизации модели бизнес-процессов от AS-IS к TO-BE за счет использования информационных технологий.

Обращаю внимание, что уровень детализации в лабораторных работах №2 и №3 должен быть одинаковым. Если в работе №2 (модель AS-IS) на самом нижнем уровне рассматривается декомпозиция функционального блока А2, то и в работе №3 (модель TO-BE) должен рассматриваться именно он. Кроме того, декомпозированные представления этого блока для моделей должны различаться, и не только наличием стрелки-механизма «Информационная система». На диаграммах AS-IS и TO-BE должны быть разными сами структуры процессов (количество функций и стрелок). Если же такого отличия нет, и структурно эти две модели одинаковые, то необходимо дополнительно произвести декомпозицию одного из блоков в модели TO-BE, и для него показать, что в модели TO-BE действительно предлагаются изменения в бизнес-процессе по сравнению с моделью AS-IS.

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Для чего строится IDEF0-диаграмма модели TO-BE, что она показывает?

На основании чего строится IDEF0-диаграмма модели TO-BE?

За счет чего IDEF0-диаграмма модели TO-BE является более эффективной по отношению к модели AS-IS?

В чем выражается отличие моделей AS-IS и TO-BE на DFD?

Что является логическим развитием IDEF0-диаграммы модели TO-BE?

Форма отчетности по лабораторной работе

Отчет по лабораторной работе Лабораторная работа №8 должен содержать следующие диаграммы:

1. Контекстная диаграмма «А0 TO-BE», при наличии в ней изменений по сравнению с моделью AS-IS.

2. Декомпозированная диаграмма «А0 TO-BE», при наличии в ней изменений по сравнению с моделью AS-IS.

3. Диаграмма второго уровня. Модель TO-BE (рис. Рис. 8.1).

4. Диаграмма третьего уровня (в случае наличия). Модель TO-BE.

Все представленные диаграммы должны сопровождаться необходимыми комментариями.

Диаграмма вариантов использования

Цель работы: изучение основных возможностей создания и редактирования диаграмм вариантов использования в MS Visio

Задачи исследований

Изучить операции по созданию модели UML MS Visio на персональном компьютере.

Познакомиться со структурой UML-системы, создаваемой в MS Visio.

Изучить возможности работы с проводником по модели UML.

Рассмотреть возможности создания диаграммы вариантов использования в MS Visio.

Описать сценарии выполнения ИС.

Детализировать пользовательские требования к ИС.

Методика выполнения работы

Запустить редактор MS Visio 2010. Выбрать категорию шаблонов «Программы и базы данных», шаблон «Схема модели UML», нажать на кнопку «Создать».

В проводнике по моделям UML дать осмысленное имя информационной системе (например: «Система обработки заказов»). При необходимости изменить имя статической модели и основного пакета.

В проводнике по моделям UML щелкнуть правой кнопкой мыши по папке «Основной пакет», выбрать команду меню «Создать» и далее «Схема сценариев выполнения». Все диаграммы UML за исключением схемы состояний создаются аналогичным образом.

У рабочего листа MS Visio появится название «Сценарий выполнения-1». Поскольку вся модель UML с множеством схем будет сохранена в одном файле, необходимо давать соответствующим листам более короткие названия. В частности рассматриваемый лист желательно переименовать в «ДВИ» (сокращенно от «Диаграмма вариантов использования» - классическое название данной схемы). Для переименования листа нужно щелкнуть правой кнопкой мыши по его ярлычку и выбрать команду «Переименовать».

В результате создания новой схемы сценариев, автоматически откроется соответствующий шаблон графических элементов для данной диаграммы.

Разместить на рабочем листе элемент «Граница системы» и дать ему соответствующее название.

Разместить на рабочем листе необходимое количество элементов «Сценарий выполнения», соответствующих различным вариантам использования ИС. Каждому сценарию дать соответствующее название. Для этого нужно щелкнуть дважды по элементу, и ввести в поле «Имя» требуемое название. При этом размер эллипса, соответствующего сценарию выполнения будет увеличиваться в размерах пропорционально длине его названия.

При необходимости расширить/сузить границы информационной системы так, чтобы все сценарии выполнения разместились в них. 

Разместить на рабочем листе необходимое количество элементов «Актер», соответствующих Действующим лицам (внешним субъектам информационной системы). Каждому актеру дать соответствующее название. Для этого нужно щелкнуть дважды по элементу, и ввести в поле «Имя» требуемое название.

Разместить на рабочем листе элемент «Сообщение», который на данной диаграмме будет выполнять роль отношения ассоциации. Это единственный тип отношения на ДВИ, который используется для соединения актеров и сценариев. Все остальные отношения связывают только однотипные элементы. Щелкнуть правой кнопкой мыши по данному элементу и выбрать команду меню «Параметры отображения фигуры …». В появившемся окне настроить параметры отображения так, как показано на рис. Рис. 9.1. Чаще всего для элемента «Сообщение» на диаграмме вариантов использования имеет смысл отображать только направление стрелки (перемещаемость) и в более редких случаях множественность. Множественность показывает, сколько актеров одного типа может быть связано с конкретным сценарием, и наоборот – сколько однотипных сценариев может инициировать один актер. По умолчанию считается, что это количество никак не ограничивается, поэтому по умолчанию ставится значок * (любое число), в связи с чем этот значок можно не отображать, чтобы не загромождать схему. Также задавая параметры отображения фигуры, в данном окне желательно отмечать галочками 2 последние команды – это позволит не повторять одни и те же действия по настройке отображения много раз.

Разместить на рабочем листе необходимое количество элементов «Сообщение», для соединения актеров и сценариев. В случае необходимости задать направление потока информации. Для этого нужно дважды щелкнуть по элементу «Сообщение», чтобы вызвать для него окно свойств. Далее в разделе «Окончание ассоциаций» нужно для соответствующего конца поставить галочку в столбце «isNavigable» (перемещаемый).

Провести описание сценариев выполнения (прецедентов, вариантов использования). Описать предусловия и постусловия выполнения сценариев.

Рис. 9.1. Настройки параметров отображения фигуры «Сообщение»

Разместить на рабочем листе необходимое количество элементов «Сообщение», для соединения актеров и сценариев. Соединить актеров с соответствующими сценариями с помощью элементов «Сообщение». В случае необходимости задать направление потока информации. Для этого нужно дважды щелкнуть по элементу «Сообщение», чтобы вызвать для него окно свойств. Далее в разделе «Окончание ассоциаций» нужно для соответствующего конца поставить галочку в столбце «isNavigable» (перемещаемый). В результате этого на отмеченном конце отношения будет отображаться стрелка.

Открыть команду меню UML и нажать на кнопку «Стереотипы». В появившемся окне нажать на кнопку «Создать». Для нового стереотипа задать имя «include» (включение) и базовый класс – «Обобщение».

Для отношений расширения и включения нужно изменить внешний вид стрелок, чтобы привести их к виду, который был предложен создателями языка UML. Для этого нужно выделить на схеме любое одно отношение расширения или включения, щелкнуть по нему правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню Формат – Линия. В категории Линия – Шаблон выбрать 09, в категории Концы линии – Начало выбрать Перемещаемый.

 Создать свой набор элементов. Переместить в него стрелку отношения сообщения. В окне шаблона появится Элемент Master. Желательно дать этому элементу осмысленное имя, например Расширение.

Разместить на рабочем листе отношения включения в необходимом количестве. Отношения включения также размещаются аналогично отношению расширения: нужно разместить элемент «Расширение», дважды щелкнуть по нему и в появившемся окне свойств в списке «Стереотип» выбрать «include». Если в списке такого стереотипа не оказалось, значит была допущена ошибка на предыдущем шаге – скорее всего для стереотипа «include» был задан не тот класс. Для того, чтобы это исправить, нужно снова вызвать окно «Стереотипы», найти в списке данный стереотип и задать для него необходимый класс. Произведя настройки для одного отношения в дальнейшем можно применить их и для других подобных отношений. Для этого нужно сразу же после проведенных настроек выделить другой подобный элемент (или группу элементов) и нажать на клавиатуре клавишу F4 (повторить последнее действие). Можно использовать и другой способ копирования формата (см. Лабораторная работа №3, п. 3.5.7): выделить фигуру, чей формат нужно скопировать, дважды нажать на кнопку «Формат по образцу» на панели инструментов «Главная». После этого к курсору мыши добавится значок кисточки и если щелкнуть по любой фигуре, то она примет такой же формат. Для того, чтобы отключить режим копирования формата, нужно снова нажать на кнопку «Формат по образцу».

Соединить сценарии с помощью отношений включения или расширения там, где это необходимо.

Разместить на рабочем листе отношения обобщения в необходимом количестве. Для этого в MS Visio также используется элемент «Использование». Появится стрелка со стереотипом «Uses». Для отношений обобщения стереотип не указывается, поэтому нужно вызвать окно настройки параметров отображения фигуры (о том, как это делается, говорилось в п. 10), и отключить отображение стереотипа. Это связано с тем, что по канонам языка UML, для отношения обобщения стереотипы не отображается, так как внешний вид этой стрелки и без того отличается от других видов отношений. Исправленную стрелку отношения обобщения без стереотипа также можно сохранить в своем наборе элементов. Новому элементу в наборе целесообразно дать осмысленное имя, например «Расширении»

Соединить между собой отдельные сценарии или отдельных актеров с помощью отношений обобщения там, где это необходимо.

Вопросы для подготовки лабораторной работы

Какова роль диаграмм вариантов использования в проектировании информационных систем?

Что показывают сценарии выполнения на ДВИ?

Каково назначение элементов «Актер» на ДВИ? Почему они так называются?

Какие виды отношений могут использоваться на ДВИ?

В каких случаях используется тот или иной тип отношения?

Что такое стереотип в UML? Для чего используются стереотипы?

Каким образом можно настроить параметры отображения фигур на схемах UML?

Для чего проводится анкетирование заказчика ИС?

Для чего создается словарь предметной области.

Что показывают предусловия и постусловия выполнения сценариев?

На какие главные вопросы предпроектного исследования должны быть получены ответы в результате детального описания диаграммы вариантов использования?

Форма отчетности по лабораторной работе

Отчет по лабораторной работе №4 должен содержать следующие диаграммы:

1. Контекстная DFD-диаграмма А0.

2. Декомпозированная DFD-диаграмма А0. Модель AS-IS. Данная диаграмма должна представлять текущее движение потоков данных при выполнении рассматриваемого процесса.

К диаграммам должны быть приведены необходимые комментарии, включающие анализ недостатков существующей организации движения данных. Представленные на DFD-диаграмме элементы должны быть описаны в соответствии с их назначениями, как это было рассмотрено в общих правилах построения DFD-диаграмм.

Лабораторные работы